«

»

Сен 13 2022

Реализация мероприятий по проекту «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями» на 2022-2024 годы

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в целях реализации Дорожной карты реализации мероприятий по проекту «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями» на 2022-2024 годы (поручение от 17.05.2022 №ОС-039/22), в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, документы на которые оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( далее — Закон №122-ФЗ) и расположенных на них объектов недвижимости, полагает необходимым обратить внимание на следующее.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона №122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП выданное после введения в действие Закона №122-ФЗ до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 «219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 №177 « О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а так же государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

В силу статьи 69 Федерального закона от 31.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости (далее Закон №218-ФЗ) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона №122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК) государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию возникшего до дня вступления в силу Закона №122-ФЗ права на объект недвижимости.

На основании статьи 12 Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимости имущества»:

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе обеспечивать проведение государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участка, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капительного строительства;

В казанных целях исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 39. Земельного кодекса Российской Федерации:

— осуществляют прием заявлений граждан на проведение государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства;

— подают от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельные участки и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства, иные необходимые для государственного учета и (или) государственной регистрации прав либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Таким образом, принимая во внимание положения статей 15, 18, 21 Закона №218-ФЗ:

С заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимости от имени гражданина вправе обратиться соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления (форма заявления определена в приложении №1 к приказу Росреестра от 19.08.2020 № П/0310);

В заявлении в качестве реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, должны быть указаны статья 12 Закона №93-ФЗ и реквизиты заявления гражданина, поступившего в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (учитывая, что форма данного заявления не установлена, оно может быть подано в свободной форме). Кроме того, указанное заявление гражданина должно быть представлено в орган регистрации прав в качестве документа, подтверждающего полномочия органа государственной власти или органа местного самоуправления действовать от имени гражданина;

К заявлению прилагаются межевой или технический план объекта недвижимости в форме электронного документа (если заявлен государственный кадастровый учет) и оригинал документа, являющегося основанием для осуществления государственной регистрации прав (за исключением случаев, если таким документом является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, судебный акт).

При этом в части уплаты государственной пошлины предлагаем руководствоваться следующим:

Если право собственности гражданина на земельный участок возникло на основании документа, в котором поименован вид права «собственность», оно было зарегистрировано в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона №122-ФЗ (т.е. до 31.01.1998), в том числе ему выдано свидетельство на право собственности на землю (государственный акт), такое право собственности считается ранее возникшим и в данном случае государственная пошлина за государственную регистрацию ранее права собственности на земельный участок не уплачивается;

Если в документе, выданном в отношении представленного до 30.10.2001 (в том числе до 31.01.1998) земельного участка, не указан вид права или указан иной вид права – право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право собственности не является ранее возникшим и в этом случае государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности на земельный участок уплачивается в размере, установленном подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 НК;

Если государственная регистрация прав осуществлена соответствующим уполномоченным органом (организацией) после 31.01.1998, но до создания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то такая государственная регистрация считается осуществленной в соответствии с Законом №122-ФЗ. Соответственно, государственная пошлина за повторную государственную регистрацию (осуществляемую территориальных органом Росреестра) права на объект недвижимости, которое было зарегистрировано в указанный период в соответствии с Законом №122-ФЗ уполномоченным органом (организацией), осуществлявшим регистрацию прав и учет объектов недвижимого имущества, не должна взиматься.

Кроме того, Федеральный закон от 30.10.2020 №518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закон №518-ФЗ) устанавливает прядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и внесения сведений о них в ЕГРН.

В целях реализации Закона №518-ФЗ уполномоченные органы проводят на территориях соответствующих субъектов Российской федерации и муниципальных образований мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 Закона №218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения, о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам. Предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Закона 122-Ф и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документам, не зарегистрированы в ЕГРН.

Учитывая изложенное, полагаем, что если орган государственной власти, орган местного самоуправления располагает сведениями о правообладателе объекта недвижимости, подпадающего под действие Закона №93-ФЗ и одновременно подпадающих под действие Закона №518-ФЗ, не поступило от правообладателя такого объекта недвижимости заявление, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 93-ФЗ, необходимо проведение мероприятий, предусмотренных Законом №518-ФЗ, с целью обеспечения внесения сведений о таких правообладателях в кадастр недвижимости ЕГРН.

Начальник межмуниципального Заозерновского отдела подписан Н.А. Гагарина

Создание сайтов — www.msonline.ru